Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Практические семинары КИП

Семинар 1 Введение в метод Кататимно-имагинативной психотерапии. Первичная диагностика и психокоррекция в КИП.

 

КИП (символдрама) — это психоанализ при помощи образов (сны наяву)

Это – психотерапевтическое направление, которое помогает встретится с тем бессознательным материалом, что исходит изнутри человека. Каждый человек, прикрыв глаза, видит образы. Эти образы как сны имеют огромное символическое значение. Люди всегда пытались расшифровать сны, чтобы найти в них ответы и руководство для собственной жизни. Символдраму называют психоанализом при помощи образов. Это психоаналитически глубинное направление психотерапии. Метод заключается в том, что человек погружается во внутреннее свое состояние через расслабление и успокоение ума при помощи направляющего и помогающего психолога, психотерапевта. Через образы, через сны наяву, погружение в собственное бессознательное, человек встречается с материалом собственной психики, который сознанию не доступен. Образы в процессе терапии анализируются для понимания человеком самого себя и понимания своих внутренних психических процессов. При анализе используется многовековой накопленный опыт расшифровки символики, образности тех процессов, что представляются человеку. Это очень эффективный и экологичный метод. В Германии данный вид психотерапии оплачивается через госстрахование — как метод эффективно зарекомендовавший себя.

 

Продолжительность: 3 дня (30 академ.часов)

Этот семинар знакомит участников с основными техниками КИП. Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу КИП, разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу КИП. Отдельная лекция посвящается психоаналитической этике.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе данного семинара прорабатываются следующие стандартные мотивы КИП: тест-мотивы цветок, дерево, автомобиль, сосуд, меч, «мой луг».

Отдельное занятие посвящено интерпретации символики цвета и чисел.

Ø      Символдрама как направление глубинно-психологически ориентированной психотерапии.

Ø       История создания метода символдрамы.

Ø       Место Кататимно-имагинативной психотерапии среди других направлений психотерапии, использующих работу с образами. Исторические аспекты работы с образами. Асклепиарии.

Ø      О программе обучения методу КИП.

Ø      Виды Кататимно-имагинативной психотерапии: индивидуальная, групповая, психотерапия пар.

Ø      Тест - мотив “Цветок”. Практическое упражнение. Образ при психосоматических осложнениях: «Ты прекрасный цветок, растущий к солнцу»

Ø        Техника работы с рисунком в КИП. Выделение объективных диагностических критериев.

Ø        Особенности глубинно-психологической символики. Символическое значение цветов в культуре. Символическое значение отдельных частей цветка. Анализ рисунка цветка.

Ø      Показания (неврастения, невротическая депрессия, невротические страхи и фобии, невроз навязчивых состояний, конверсионные симптомы при истерических нарушениях, психосоматические расстройства, сексуальные нарушения (снижение полового влечения, аноргазмия, импотенция, преждевременная эякуляция), помощь в разрешении семейных проблем, пограничные состояния (Borderline), сопутствующая поддерживающая психотерапия при хронических соматических заболеваниях, помощь людям, пережившим горе потери близкого человека, помощь умирающим и летальным больным, невротическое развитие личности, психотерапия детей и подростков).

Ø      Противопоказания (психотические состояния, серьезные органические нарушения головного мозга и центральной нервной системы, низкий интеллект (меньше 80 ед. IQ), отсутствие мотивации в методе КИП.

Ø      Техника работы с мотивом «Луг» («Мой луг») Режиссерские принципы КИП. Протагонистский сеанс.

Ø      Структура сеанса индивидуальной Кататимно-имагинативной психотерапии.

  • Предварительная беседа
  • Техника релаксации по методу аутогенного тренинга. Методики И. Шульца и Х. Лёйнера
  • Представление образа
  • Последующее обсуждение

Психокоррекция и терапевтический эффект. Работа в малых группах. Обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе.

Ø      Тест-мотив «Дерево». Групповой образ «ботанический сад». Работа с группой. Организация взаимодействия в группе участников процесса. Совместный рисунок. Разбор символики в мотиве «Дерево». Обзорно о тесте «три дерева».

Ø Особенности глубинно-психологической символики. Символика цвета и символика чисел. Практическое упражнение – анализ рисунка цветка, луга, дерева.

Ø     Мотив «Автомобиль». Протагонисткий сеанс. Работа в малых группах и её разбор. Символическое и диагностическое значение. Терапевтический эффект.

Ø    Мотив «Сосуд». Протагонисткий сеанс. Работа в малых группах. Символическое и диагностическое значение, разбор. Робер Дезуаль и его опыт работы. Обзорное ознакомление с мотивом «Меч»

Ø     Этические вопросы отношений между пациентом и психотерапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и психотерапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет.

Ø      Проявления психоаналитической типологии личности в поведении и особенностях взгляда пациента.

Ø      Схема проведения первого интервью и предварительной беседы.

Ø      О супервизиях

 

 

Ø      Обзор стандартных мотивов, используемых в КИП:

2 семинар. Мотивы Оральной тематики. Работа с материнским комплексом, архаическое удовлетворение в КИП (активизация и стабилизация ресурсов):

    • Вопросы – ответы и практические рекомендации по предыдущему семинару.
    • Три кита – «принципы», на которых стоит символдрама
    • Интерпретация символики бессознательного в мотивах основной ступени
    • Удовлетворения архаических потребностей пациентов при помощи мотивов метода символдрамы. Мотивы, направленные на восполнение энергетических ресурсов психики через обращение к символическим образам первичного нарциссизма. Снижение тревожных состояний при работе с психосоматическими запросами в терапии, депрессивными, фобическими состояниями. Мотивы:
      • Создание безопасного внутреннего пространства. Мотив «Защищенное место». Протагонисткий сеанс. Символическое и диагностическое значение. Терапевтический эффект.
      • Мотив «Оазис в пустыне». Протагонисткий сеанс. Символическое и диагностическое значение. Терапевтический эффект.»
      • Обзорное ознакомление. Мотивы: «Место Силы», «Место, где было хорошо», «Источник сил», «На теплом пляже», «Полежать в гамаке», «Любимое животное», «Облако». Назначение. Терапевтический эффект.
    • Исследование детско-родительских отношений в детстве, коррекция в КИП:
      • Мотив «Ручей», «Поход к Истоку», («Поход к устью»). Протагонисткий сеанс. Работа в малых группах и её разбор. Символическое и диагностическое значение. Терапевтический эффект.
      • Мотив «Животное и детеныш» («Корова и теленок») или «Семья животных». Протагонисткий сеанс. Работа в малых группах и её разбор. Символическое и диагностическое значение. Терапевтический эффект.
      • Обзорное ознакомление. Мотивы: «Семья за обеденным столом», «Еще раз быть маленьким», «Быть принцем» (принцессой)
      • Мотив «Корова», как символический образ матери. Протагонисткий сеанс. Работа в малых группах и её разбор. Символическое и диагностическое значение. Терапевтический эффект.
    • Техника работы с рисунком в КИП. Выделение объективных диагностических критериев. Шестишаговая техника работы с рисунком в символдраме
    • Введение в психоаналитическую диагностику на основе динамики терапии и символического значения образов

3 семинар. Мотивы Анальной тематики. Работа с отцовским комплексом. Проработка агрессивности, навязчивости:

    • Мотив «Гора». Символическое значение различных типов гор, подъема, спуска, панорамы на вершине горы. Диагностическое значение и терапевтический эффект. Протагонисткий сеанс. Работа в малых группах и её разбор.
    • Мотив «Слон» как символический образ отца. Диагностическое значение и терапевтический эффект. Протагонисткий сеанс.
    • Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности:
      • Мотив «дикая кошка», Показания для их использования. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы.
      • Обзорно Мотивы: «Первобытный человек», «Лев»,
      • Мотив «Вулкан» Диагностическое значение и терапевтический эффект. Протагонисткий сеанс.
    • Мотивы Анальной тематики. Групповой образ «Кидаться грязью» («Томатина»). Работа с группой. Организация взаимодействия в группе участников процесса. Совместный рисунок. Обзор мотивов: «Апельсин», «Представить себя в песочнице», «Поиграть в снежки», «Шланг», «Грязевая ванна».
    • Представление психотерапевтического случая из практики преподавателя. Принятая схема представления случая на супервизию: история обращения пациента, анамнестические сведения, техника проведения сеансов, интерпретация символики образов, работа с переносом и контрпереносом, план дальнейшей психотерапии
    • Техника работы с ночными сновидениями, протагонистский сеанс
  • использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос
    •  

4 семинар. Мотивы сепарации. Работа со страхами. Установление отношений.

    • Принцип «последовательного обращения от наиболее доступных, поверхностных слоев :бессознательного, к более глубоким».
    • Мотив «Дом». Детальное рассмотрение всего строения снаружи и изнутри. Диагностическое значение и терапевтический эффект. Протагонистский сеанс. Работа в малых группах и её разбор
    • Мотивы сепарации.
      • 4 матрицы Грофа. Мотив «Рыбный пруд, выплыть из пруда».
      • Обзор мотивов на сепарацию: «Мост», «Вокзал,», «Уехать из дома» (переехать), «Пещера», «Вылет из гнезда», «Решетка», «Барашек в бутылке», «Рыбка в сачке», «Ты прикован к золотому трону», «Побег из тюрьмы»
      • Стратегии завершения курса психотерапии. «Анализ конечный и бесконечный». Мотив «Узелок в дорогу». Разбор упражнения «Узелок в дорогу»
    • Режиссерские принципы основной ступени КИП: работа со страхами: кормление, перекармливание, нежное объятие и поглаживание. Мотив «Опушка леса» - как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Протагонистский сеанс, работа в малых группах и её разбор. Обзор различных вариантов опушки леса. Диагностическое значение и терапевтический эффект.
    • Демонстрация возможности использования КИП в работе с парой:
      • мужчиной и женщиной, техники работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины, мотивы «Озеро», "Два берега", "Животное, растение, камень", "Подарок", Голубинная пара,
      • ребенка и родителя. С использованием мотивов «Животные, идущие друг к другу в гости», «Семья животных»,
    • Работа с кататимными предметами
    • Обзор Мотивов на исследование и установление отношений. «Семья за обеденным столом», «Семья заколдованных животных», «Желанный друг (подруга)», «Встреча с великаном», «Животная душа», «Дикая кабаниха», «Путь героя»
    • Супервизия терапевтического случая из практики одного из участников семинара. Методика супервизии в символдраме

 

 

5 семинар. Средняя ступень. Поиск идентичности. Теневые аспекты. Семинар посвящен поиску идентичности и интеграцией личности

    • : Техники работы с собственной идентичностью:
      • Встреча с внутренним ребенком, реконструкция представления о собственном детстве. Мотивы «Детская игрушка», «Мяч», «Плюшевая игрушка», «Мой дом глазами ребенка», «Представить себя предметом мебели»
      • Обзор Мотивов: соединения с животной силой: «Животная душа», «Скакать верхом на лошади»; Работа с анимой и анимусом: диагностические мотивы «цветок», «автомобиль», «Русалка»; диагностический Мотив «Просмотр собственной режиссерской постановки»
      • Мотивы «Идеальное Я», в работе поиска идентичности, «Комната моей мечты»,
      • Мотивы проработки глубинных психических структур. Техники работы с теневыми аспектами личности. Мотив «В путь с именем, которым бы Вас никогда не назвали», «Спуститься по винтовой лестнице», «Встретить в пути Дьявола», «В зеркале на дне колодца», «Отвратительный урод»,
    • Тема судьбы в психотерапии. Обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Обращение к месту силы. Мотив «Бабушки и дедушки».
      Разбор упражнения. Протагонистский сеанс и его разбор. Обзор Мотива «Старый комод или старинный сундук»,
    • Техника КИП средней ступени “контакт глаза в глаза”:
      • Работа с мотивом «Значимое лицо». Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом. Фокусировка конфликта. Техника “контакт глаза в глаза”, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для КИП средней ступени. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. продолжение.
      • Представление себя значимым лицом.
      • Представление значимого лица в символической форме.
    • Интегрирующие мотивы КИП, направленные на проработку собственной идентичности. «Я» - поддерживающие стратегии в КИП:
      • Мотив «Надел земли», «Строительство дома», протагонистский сеанс, работа в малых группах и её разбор
      • Мотив «Старинная мастерская по изготовлению сосудов». Протагонистский сеанс, работа в малых группах и её разбор. Обзорно о Мотиве «Изготовление меча»

6 семинар. Средняя ступень. Проработка сексуальных мотивов. Экспансия мира. Экзистенциальная тема.

    • Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем, разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни. Сексуальные мотивы:
      • Мотив «Автостоп» для женщины, как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия
      • Мотив «Куст розы» (садовник) для мужчины, как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям.
      • Мотив «Куст розы» для женщины. Две формы упражнения «куст розы» – обращение к «анимусу» и «аниме».
      • Мотив «Плодовое дерево» в работе с проблемами сексуального влечения.
      • Мотив «Качели», «Красная скамейка», «Бордель», Психодиагностика и психокоррекция сексуальных проблем.
    • Экспансия мира: «Ведьма», «Побыть королем» (королевой), «Поиск сокровищ», «На ковре самолете», «В шапке-невидимке», «Ограбление банка».
    • Экзистенциальная тема: «Мне 80 лет», «10 или 20 лет спустя», «3 месяца до смерти», Посмотреть на собственные похороны», «Спустя 100 лет», «Плыть на плоту» (в лодке), «Представить то, ради чего стоит жить», «Ангел хранитель»
    • Специальные техники для работы с запросами: фобическими и ПТСР: «флеш – техника»; психосоматическими расстройствами: «Облако», «Интроспекция внутрь своего тела», «Два сада», «Решетка», «Ты прикован к золотому трону», «Побег из тюрьмы»; зависимыми и созависимыми проблемами: «Мост».
  •  

 

7 семинар. Ассоциативный метод

  • Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный.
  • Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах.
  • Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий».
  • Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними.
  • Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры.
  • Особенности работы с возрастной регрессией.
  • Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения.
  •  

8 семинар. Высшая ступень. Трансперсональный уровень.

  • 1Фолиант, 2Отверстие на болоте; Жизнь на небе. Крест, 3 волшебные жидкости 4 Ангел (Богини), 5 Древний храм (поход к старцу),