Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Психоаналитические семинары

Программа 360 ч:

Тема 1. Основные психоаналитические теории Фрейда (30)

Тема 2. Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Психологические защиты (40).

Тема 3. Аналитическая психология Юнга (30).

Тема 4. Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси I,II, III, IV (60 акад. часов).

Тема 5. Психоаналитические теории развития (30).

Тема 6. Основы психоаналитического процесса. Перенос Контрперенос. Сопротивление. (30).

Тема 7. Теория объектных отношений. Теория привязанности Дж.Боулби (40).

Тема 8. Психоаналитическая теория неврозов. Представления о психосоматических нарушениях (40).

Тема 9. Пограничные личности, расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты. (30 ак.час.) 

Тема 10. Мифы, сказки, фантазии в практике КИП (30 ак.час.)  

 

Тема 1. Основные психоаналитические теории Фрейда (30)

 

Обзор базисных теорий Фрейда в психоанализе:

Первая топика, «Топическая модель»: бессознательное, предсознательное, сознательное. Бессознательное как собственно психическое. Свойства и принципы функционирования бессознательного. Бессознательное и вытеснение. Бессознательное и фантазии. Механизмы работы бессознательного (доступ к бессознательному).

Вторая топика, «структурная модель»: Оно – Я – Сверх-Я. Природа и принципы функционирования Оно, Я и Сверх-Я.   

Теория психосексуального развития Стадии психосексуального развития, их определение, основное содержание. Теория детской сексуальности З.Фрейда. Понятие бисексуальности и теория полиморфной перверзности.   Эрогенные зоны. Понятие частичных влечений. Уровни (стадии) развития либидо. Понятия фиксации и регрессии. Этиология перверсий и неврозов. Происхождение страха – стыда – вины. Инфантильный невроз. Проблемы формирования полоролевой идентичности.

Теория влечений. Понятия «влечение» и «либидо». Концепция либидо и понятие инстинктного драйва. Либидо и влечения Я в первой дуальной теории З. Фрейда. Теория дуальных драйвов (вторая дуалистическая теория З.Фрейда). Влечение к смерти. Природа агрессии. Понятие амбивалентности. Понятие психического конфликта.

Основы теории символической интерпретации.

Понятие символа и символического отношения. Постоянство символики в сказках, сновидениях и симптомах. Телесность и символика. Символика и сексуальность. Символическое отражение основных этапов психосексуального развития в творчестве и культурных ритуалах. Символизация и интерпретация в символдраме. Символика травмы рождения, материнская и отцовская символика, символика процессов сепарации и индивидуации.

Психоаналитическая теория сновидений. Природа сновидений в психоанализе З.Фрейда. Сновидение как исполнение желаний. Манифестное и скрытое содержание сновидений. Функции сновидений. Механизмы работы сновидения. Техника работы со сновидением. Защитные механизмы в сновидении. Диагностическая ценность сновидения.

Юнгианское толкование сновидений. Компенсаторный характер сновидений. Уровни работы со сновидениями: объективный и субъективный, редуктивный и перспективный. Техника активного воображения.

 

 

 

Тема 2. Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Психологические защиты (30).

Назначение диагностики в психодинамической психотерапии.

Первичные диагностические процедуры в психоанализе — «Интервью для взрослых».

Обзорно: о дескриптивно-феноменологической классификации в DSM-IV; МКБ-10; Многоосевой подход в диагностике OPD-2.

Глубинные аналитические критерии для определения уровня личностной организации и присущий каждому уровню защитный стиль. Характеристика центральной проблемы пациента. Конфликт развития Метафора объектных отношений. Тревога. Самоосознание. Тип привязанности.

Невротический, пограничный, психотический уровни организации личности.

Особенности психоаналитическолй терапии при различных уровнях структурной организации. Показания и противопоказания к психоанализу и  психоаналитической психотерапии.

 

Структурные уровни развития личности по OPD-2: «Высокий уровень интеграции», «Умеренный уровень интеграции», «Низкий уровень интеграции», «Распад (дезинтеграция)». Основные диагностические критерии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии

Психологические защиты. Взгляды З.Фрейда о психологических защитах. А.Фрейд. Защитные механизмы: классификации, характеристика основных видов. Рассмотрение защит «низшего порядка», «высшего порядка».

В психоаналитической практике различают кроме уровневой структуры еще психопатологию черт характера, так например: социопатическая личность, параноидная, шизоидная структура  личности, навязчивая, садомазохистическая или истерическая структура личности, маниакально – депрессивная обсессивно-компульсивная, или множественная структура личности. Нарциссический тип организации характера

Ознакомление с драйвами, аффектами и темпераментом вышеперечисленных типов характера. Их защитные и адаптивные процессы, их собственное «Я». Перенос и контрперенос. Терапевтические рекомендации.

Психоаналитические представления о нарциссизме. Взгляды З.Фрейда: первичный и вторичный нарциссизм. Современное представление о нарциссизме. Нарциссическая личность: основные драйвы, аффекты, объектные отношения. Генетические аспекты формирования нарциссической патологии. Место нарциссической личности в схеме структурной организации. Взгляды Х.Когута, О.Кернберга на различия в теории и практике психотерапии нарциссической патологии. Особенности психоаналитической терапии.

 

Тема 3. Аналитическая психология Юнга (30).

 

Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К-.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений. Общий обзор аналитической психологии Юнга. Понятие архетипа, основные архетипические образы. Архетип и комплекс. Отщепление комплекса. Структуры идентичности: эго и тень. Самость. Личное (Индивидуальное) и коллективное бессознательное. Практические методы аналитической психологии. Активное воображение. Понятие амплификации. Творчество. Песочница. Работа с кататимными предметами. Работа со сновидениями, метод мандалотерапии.

Юнгианское толкование сновидений. Компенсаторный характер сновидений. Уровни работы со сновидениями: объективный и субъективный, редуктивный и перспективный.

Мифы, сказки, фантазии в глубинно- ориентированной психологии.

Практическое знакомство с внутренними составляющими: анимой, анимусом, тенью и ее частями.

 

Тема 4. Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси I,II, III, IV (60 акад. часов).

  • Создание OPD - это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой.
  • В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям:
  • ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения; В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Мотивации к лечению и существующих ресурсах. Что за личность обратилась к Вам за помощью, готова ли она работать с Вами или это нужно кому-то, кто ее привел? С каким намерением она к Вам пришла – пожаловаться, просто подснять напряжение, или качественно меняться. Какой опыт и какие ресурсы у человека есть. От этого многое зависит.
  • ось II – Паттерны дисфункциональных отношений. II ось включает оценку отношений пациента к психотерапевту (перенос) и психотерапевта к пациенту (контрперенос), оценку актуальных отношений пациента за пределами психотерапии (отношения в семье, с друзьями, отношения на работе), оценку прежних отношений пациента из его прошлого, о которых рассказывает пациент во время психотерапевтических сессий. Выделения Центральной темы конфликтных отношений (ЦТКО) по Лестеру Люборски.
  • ось III – внутренний конфликт; Человек одновременно испытывает противоположные желания. Умение делать выбор и находить для себя золотую середину является критерием зрелой личности. А вот человек с инфантильной или патологической личностью с этим справиться не может. 7 основных конфликтов:

·        I. «автономность — зависимость»;         

·        II Подчинение, покорность, смирение / контроль;         

·        III «потребность в заботе — самодостаточность»;         

·        IV Конфликты самооценки (нарциссические конфликты, ценность себя / ценность объекта);  

·        V Конфликт Сверх-Я и конфликты вины (эгоистические тенденции / просоциальные тенденции);

·        VI Эдипально-сексуальные конфликты;

·        VII Конфликты идентичности (идентичность / диссонанс);

·        VIII Недостаточная способность к восприятию конфликта.

В рамках семинара рассматривается клиентские примеры, в ходе которых определяются основные конфликты.

  • ось IV – OPD выделяет четыре стуктурных уровня развития личности: хорошо интегрированный, (эдипально-невротический); умеренно интегрированный («верхний Borderline» или «нарциссический» уровень); мало интегрированный (собственно пограничный уровень (Borderline) и дезинтегрированный (психотический уровень) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разбираются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне.
  • ось V Общепринятые описательно-феноменологические диагнозы МКБ-10 и DSM-IV. Психические и психосоматические нарушения (связь OPD с МКБ-10 и DSM-IV).

Тема 5. Психоаналитические теории развития (30).

Обзор базисных теорий в психоанализе:  З. Фрейда, А. Фрейд, М.Кляйн, Р.Фейрберна, Р.Шпиц, М.Майлер, Д.Винникотта, Ж. Локана, Адлер, О. Кернберг, Х. Когут. Концепция развития Э.Эриксона.

 

Тема 6. Основы психоаналитического процесса. Перенос Контрперенос. Сопротивление. (30).

Основы психоаналитического процесса. Свободные ассоциации. Принцип нейтральности (эквидистанция к ОНО, Я, СВЕРХ-Я), правило абстиненции. Взаимозависимость психотерапевтической задачи и сеттинга. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Поддерживающие и помогающие отношения как основа психотерапевтического процесса. Создание «переходного постранства». Кушетка.

Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание. Формы вопросов: фактические, Эго-ориентированные, объект –ориентированные. Эго- синтонное, Эго- дистонное присоединение. Молчание.

Базовые техники психоанализа: суггестия, абреакция, манипуляции, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта.

Триада областей отношений по Люборски, актуальные психотерапевтические отношения, актуальные отношения за пределами психотерапии, ранние отношения. Прорабатывание ЦТКО

Составные части (Компоненты) психоаналитической деятельности:

  • Понятия «перенос и контрперенос» в аналитическом процессе в классической теории, объект-теории и в современном психоанализе.
  • Виды переносов. Признаки переноса в психотерапии. Невроз переноса: понятие и терапевтическое значение.
  • Общая теория возникновения и развития психосоматических и психических заболеваний. Исцеление как улучшение через понимание и позитивный опыт отношений
  • Взгляд Юнга о четырех  ступенях лечения переноса.
  • Контрперенос как проявление взаимодействия внутренних объектов, значение контрпереноса.
  • Формы контрпереносов. Вклад теории объектных отношений в понимание контрпереноса и использование его для терапевтических целей.
  • Использование контрпереноса в супервизионном процессе   (Практическая работа на примерах с конкретными пациентами, их образами, рисунками и диагностическим материалом)
  • Понятие сопротивления. Обзор базисных работ З.Фрейда о сопротивлении.
  • Виды сопротивлений, формы проявления и защитная функция сопротивления. Работа с сопротивлением во взаимоотношениях аналитик – анализант. Как помогает Сеттинг. Показания для применения техники аналитического прорабатывания переноса, сопротивления. Работа с «Фиксированными образами». Работа с сопротивлением в символдраме. Протогонистский сеанс.

 

       Тема 7. Теория объектных отношений. Теория привязанности Дж.Боулби (30).

  • История возникновения ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
  • Место ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  среди школ и направлений психоанализа.
  • Основные понятия ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
  • Понятие объекта и объектных отношений  в психоанализе. 
  • Понятие «частичного объекта» и «полного»

Обзор базисных теорий в психоанализе и психиатрии.

  • Понятие объекта в структурно- инстинктивной теории З.Фрейда. Фрейдовская теория влечений и положение объекта в ней.
  • Вклад Анны Фрейд в теорию объектных отношений.
  • Мелани Кляйн и Британская школа в развитии теории объектных отношений. Концепция Мелани Кляйн как промежуточное звено между теорией влечений и объект-теорией. Основные положения теории: параноидно-шизоидная позиция, параноидная тревога. Проекция, расщепление, интроекция, идеализация, контроль, отрицание, проективная и интроективная идентификация. Депрессивная позиция. Депрессивная тревога. Репарация, чувство вины.
  • Герберт Розенфельд о либидинозном и деструктивном нарциссизме
  • Х. Сигал о процессах символизации  и способности проработать сепарацию.
  • Уилфред Бион о контенировании матерью тревог ребенка и наделении их символическими значениями, как прообраз формирования символообразования в эгоструктуре.
  • Примитивные объектные отношения по М.Балинту. О доброкачественной и злокачественной регрессии.
  • Обоснование шизоидности по Дональду Фернберну    
  • Дональд Вудс Винникотт о «переходном объекте», о понятии «достаточно хорошей матери».
  • Теория привязанности Джона Боулби. Предрасположенность к привязанности как главный мотиватор поведения младенца. Этапы формирования привязанности. Типы нарушений привязанности. Условия формирования нормальной привязанности.
  • Теория У.Биона. Вклад в теорию объектных отношений. Понятие о психотических и непсихотических частях личности. Конейнирование.
  • Психотерапия как процесс изменения мира внутренних объектов клиента.

 

Тема 8. Психоаналитическая теория неврозов. Представления о психосоматических нарушениях (40).

Представления об истерии и конверсионных феноменах в период зарождения психоанализа. Открытия З. Фрейда. Экономическая модель истерического невроза. Вытеснение. Символический характер «симптома» при истерическом неврозе. Патоморфоз истерии в ХХ столетии. Особенности психосоматического развития.

Ø Основные виды неврозов, конфликты, лежащие в их основе. Понятие невроза. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невротический конфликт и психическая защита. Психический конфликт и психические защиты при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний. Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Истерический невроз. Неврастения. Обсессивно-фобический невроз. Ипохондрический невроз. Невроз страха: определение, клинические проявления. Депрессивный невроз. Психо-вегетативный синдром. Психосоматические переключения. Психосоматика и материнская депривация.

 

«Неврозогенная семья». Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности.

Клинические и психоаналитические аспекты психосоматических заболеваний. Виды психосоматических заболеваний: соматоформные нарушения; психосоматические заболевания органов и психофизиологические нарушения; нарушения поведения с соматическими последствиями

Ø Чикагская семерка (Франц Александер, 1950): Бронхиальная астма, язва желудка, эссенциальная гипертензия, ревматоидный артрит, язвенный колит, нейродермит, тиреотоксикоз (Базедова болезнь).

Ø Ранние причины формирования психосоматических заболеваний. Роль отношений мать-дитя в развитии психосоматического заболевания. Развитие «Я», представление о границах «Я» и дистанции, первичный объект, интроекция, параноидно-шизоидная позиция, «достаточно хорошая мать», расщепление, формирование позитивного и негативного первичного объекта, имаго «хорошей» и «злой» матери.

Ø Восемь глубинно-психологических концептуальных моделей психосоматических заболеваний.

Ø Особенности психоаналитической терапии при психосоматических заболеваниях и депрессии. Основные принципы психотерапии при психосоматических заболеваниях виды невербальной и полувербальной психотерапии

Ø Созидательная сторона бессознательного, идеи Х. Лёйнера об архаическом удовлетворении. Базисная структура архаического удовлетворения - первичные стихии Гераклита: воздух, земля, вода, огонь. Мотивы: «мой луг», «источник сил», «оазис», «место, где тебе хорошо», «ручей», «ты прекрасный цветок, растущий к солнцу»

Ø Неспособность выражать свои переживания и чувства на символическом уровне, через речь (алекситимия) у психосоматического больного. Высокая степень социальной адаптивности психосоматических больных – «нормапатия», Целительная сила образов, как возможность обрести речь. Проработка ранних нарушений языка образа тела и восстановление ранней коммуникации с матерью через взаимодействие символического образа и ощущений тела дает возможность развития способности говорить, вербально выражать свои ощущения и чувства. Образы как универсальный язык. «Операторное мышление». Мотивы: «облако», «решетка», «лев»,

Ø Неадекватное формирование образа тела при неблагоприятных условиях развития и особенностях ближайшего окружения. Мотив: «идеальное Я», «на красных атласных подушках», «Массаж»

Ø Преимущества групповой психотерапии при психосоматических заболеваниях: «побег из тюрьмы», «спецназ»

Ø Символдрама в лечении психосоматических заболеваний, мотивы: «Исцеляющий луч света», «Интроспекция своего тела», «Ты привязанный к золотому трону», «Два сада»,

 Ø Работа с болью.

Ø Имагинативная телесно-ориентированная психотерапия (IмKP). Психосоматический метод психотерапии доктора медицинских наук Вольфганга Леша.

Тема 9. Пограничные личности, расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты. (30 ак.час.)  

  •       Обзор базисных теорий в психоанализе и психиатрии как предпосылок диагностики психических нарушений..
  •      Уровни личностной организации: невротический, психотический, пограничный. Глубинные аналитические критерии для определения пограничного уровня личностной организации и присущего этому уровню защитного стиля.
  •       Пограничные личности (Borderline). Расстройства. Характеристика преимущественных защит: проективная идентификация, отрицание, расщепление. Описание специфической структуры «Я» при Borderline, внутренний мир, переполненный паническим страхом поглощения и тотального контроля. Допустимые интерпретации. Терапевтические рамки, специфика рабочего альянса.
  •       Символдрама при Borderline. Специфика регрессии. Представление о злокачественной регрессии. Интерпретация проекций через образы. Специфика переноса и контрпереноса. Допустимые техники и стратегии. Представление клинического случая.
  •      Нарциссическое расстройство личности и нарциссический структурный уровень зрелости личности, нарциссические особенности в рамках нормы. Клинические психоаналитические аспекты. Психотерапия по методу символдрамы
  • Психозы. Дефицит восприятия реальности, сомнительность критериев различения психической и физической реальности. Примитивные защитные механизмы: бегство в фантазии, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, примитивные формы проекции и интроекции, расщепление и диссоциация. Магическое мышление. В рисунках: грандиозность, выхолощенность, стереотипичность, возможности искаженного истолкования смысла терапевтических процедур. Характер переноса и контрпереноса. Поддерживающая психотерапия. Возможности использования воображения.
  •       Понятия: «Множественная личность», «социопатическая личность», «Нарциссическая личность»,  «Параноидальная личность», «Шизоидный личность» на психотическом и пограничном уровнях развития. Ознакомление с драйвами, аффектами и темпераментом вышеперечисленных типов характера. Их защитные и адаптивные процессы, их собственное «Я». Перенос и контрперенос. Терапевтические рекомендации

Психогении, пограничные состояния.

o   Навязчивые состояния.

o   Расстройства пищевого поведения.

o   Депрессия.

o   Тревожные расстройства.

 

Тема 10. Мифы, сказки, фантазии в практике КИП (30 ак.час.)