Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Супервизии

Супервизионное пространство.

Что такое супервизия? И для чего она важна в психотерапевтической практике?

Специалисты: психологи, психотерапевты работают с различными проблемами своих пациентов и у них, как правило, в профессиональной деятельности возникают определенные сложности. Например, психотерапевт не выдерживает тех эмоциональных переживаний, которые приносит в терапевтическое пространство пациент. В результате у психотерапевта может возникнуть профессиональное выгорание. Или, например, психотерапевт не совсем уверен, как дальше двигаться в психотерапии с данным пациентом. Или он затрудняется выстраивать стратегию отношений, когда возникли определенные переносные и контрпереносные чувства. Иногда изменения в процессе психоаналитической терапии не всегда видны и очевидны, психотерапевт не может почувствовать динамику, которая происходит в психотерапии. Выставляет на супервизию, чтобы осознать что происходит. Даже, если в психотерапии, с первого взгляда, все достаточно ровно и гладко - рекомендуется все равно выставлять на супервизию, для того чтобы получить свежий взгляд со стороны. Взгляд третьего лица, опытного сотрудника (нескольких сотрудников) может помочь намного эффективней.

Что такое супервизия в символдраматическом сообществе? Это круг коллег во главе с супервизором, которые готовы поучаствовать в разборе данного случая и высказать свою точку зрения, свое видение в помощь ведущему психотерапевту.

Как проходит супервизия?

1.   Существует определенные этические правила данного круга: все, что обсуждается в данном кругу, нельзя выносить за него. Эта информация конфиденциальная. Поэтому, тот, кто представляет случай, не имеет права называть настоящего имени, фамилии, а также никаких характеристик, по которым мог бы быть узнаваем пациент.

2.   Люди в кругу знакомятся, если они не знакомы. Обмениваются своими состояниями, это, как правило, отслеживается и осмысливается как поле пациента, которого должны рассматривать на супервизии.

3.   Затем психотерапевт, который представляет случай, обозначает запрос пациента, рассказывает об истории обращения данного пациента, анамнезе его развития, о его детских травмах, ранних историях, которые могли повлиять на то или иное состояние, что и привело данного пациента в психотерапию с этим запросом.

4.   Психотерапевт также рассказывает о процессе психотерапии с данным пациентом. О своем запросе на помощь.

5.   Круг специалистов, супервизоры могут дать интерпретации собственного видения проблемы пациента, проблемы психотерапевта, а также рекомендации на дальнейшую работу в помощь данному пациенту.

Чтобы психотерапевт имел право выставить данные о пациенте на супервизию, необходимо разрешение самого пациента, это правило этического кодекса. Поэтому, когда психотерапевт берется работать с пациентом, уже на первых встречах это оговаривается, создается соглашение.

Что дает супервизионное пространство:

·        расширяется понимание динамик пациента;

·        распознаются свои собственные переживания психотерапевта, которые необходимо отделить от чувств пациента;

·        возможность правильно сфокусировать взгляд на терапевтическом процессе;

·        увидеть, как правильно дальше выстраивать отношения с данным пациентом, и какими приемами можно ему лучше помочь;

·        мозговой штурм дает психотерапевту возможность расширить свое понимание процесса;

·        осознать собственные слепые пятна, которые до этого не были видны;

·        включить в работу инструменты и методы, что предлагают коллеги;

·        в результате супервизий человек постепенно обретает собственную идентификацию, выбирая, что ему подходит из всего приобретённого в круге супервизии.

Супервизионное пространство важно для развития каждого участника как специалиста. Не просто так супервизионные часы заложены в обучающую программу.

Здесь могут быть решены многие профессиональные вопросы и обозначены задачи для вашей «зоны ближайшего развития», как личности

Именно общение с коллегами в супервизионном пространстве дают почувствовать, где Ваши слепые пятна.

Это может проявляется, например, когда обсуждается материал о сепарации, это могут быть проблемы слияния, когда психотерапевт вдруг обнаруживает, что он в единстве с пациентом и не чувствует путей развития.

Или темы ухода от заботы о самом себе, мы должны заботиться о своем теле, уме, о своем отдыхе и физическом здоровье. Мы являемся объектами идентификации наших пациентов с нами. Нужно отслеживать наши потребности и возможности, которые меняются. Важна тема потери родительского объекта внутри себя.

Если мы не можем доверять никому, не позволяем себе опираться на поддержку и здоровую критику членов сообщества, в результате движение в одиночестве.

Супервизии дают психотерапевту строить и достраивать собственные объектные отношения и формировать объекты идентификации. Первыми объектами идентификации для каждого человека становятся мать и отец или другие ухаживающие лица – бабушки и дедушки. Здесь могут быть безопасные связи, а могут быть тревожные, избегающие, амбивалентные, даже дезорганизованные отношения, которое ведут к разным патологическим формам и патологиям характера, закрепленным в этих отношениях. В связи с этим каждый устанавливает свои психологические защиты, механизмы, которые позволяют выживать, формировать процессы ментализации, регулировать аффекты. Аффекты связаны с болезненными чувствами, нужно защитить себя от боли и страданий. Супервизии часто позволяют эти тонкости своего характера осознать, но проработка происходит в индивидуальной психотерапии.

Идентификация формируются как в индивидуальном, групповом процессе психотерапии, так и на супервизиях. С супервизором идут свои процессы, и закладывается свой характер отношений. Что не в малой степени влияет на профессиональную идентичность супервизируемого. Именно поэтому в супервизорской группе, тактика супервизора требует ненападения на анализанта, он не может критиковать его, делать его беспомощным.

Иногда рекомендуют после длительного ведения пациента и супервизирования у одного специалиста, сделать супервизию у психоаналитика другой школы или направления, чтобы лучше помочь аналитическим процессам, особенно когда они заходят в тупик. Так как при долговременной работе у психотерапевта может быть врастание в симптоматику, слияние, сильное – «замыливание» глаз.

Супервизор (супервизорская группа) - это всегда третий в отношениях, который разделяет другой взгляд, другое видение, мнение, что всегда дает развитие. Даже если мы не согласны с мнением супервизора, но это дает возможность отделиться от того, что видели в своей работе перед этим.