Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Валиуллина Л.М. Символический смысл депрессии.
Дата публикации: 07.03.2022 21:21:16


Валиуллина Лилия Мажитовна, психолог,

обучающий психотерапевт Международного

общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии

E-mail: v-lm@ya.ru

Достаточно много написано разными авторами и книг и статей на тему депрессии, понимания причин ее возникновения,  лечения, исследованы самые разные аспекты этого состояния. И тем не менее обращение к этой теме остается актуальным, так как депрессия на сегодняшний день является самым распространенным психическим расстройством.

В данной статье предлагается взглянуть на это состояние с точки зрения его символического смысла. Под символом здесь будем рассматривать образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений и имеющий смысл, отличный от его собственного содержания.

Для этого обратимся к этимологии понятия «депрессия». Собственно слово «депрессия» означает «подавление, угнетение». То есть можно сказать, что  собственный смысл понятия депрессии — это подавленное, угнетенное состояние. Подавленность, угнетенность проявляются при этом на всех уровнях функционирования личности: физиологическом, поведенческом, мыслительном, эмоциональном.  В большинстве типов депрессивных состояний ведущей является именно эмоциональная составляющая, и в данной статье акцент сделан на рассмотрении  именно этого компонента.

В эмоциональном плане  чаще всего  депрессивное состояние связывается с такими  проявлениями внутреннего состояния — как тоска, печаль или подавленное настроение. Корень слова «настроение»— «настрой», которое, в свою очередь, происходит от глагола «настраивать» — налаживать, приводить в лад, в согласие, в строй,  приноравливать себя к кому-либо (чему-либо). «Строй» подразумевает порядок, структуру, направление. Исходя из вышеизложенного, рассмотрим слово «настроение» —  как нечто, отражающее процесс настройки, приноравливания, отражающее способность настраиваться на лад, согласие, порядок.

Практически каждый человек стремится к так называемому состоянию счастья в своей жизни, которое обычно определяется как ощущение внутренней и внешней гармонии. По определениюгармония — это согласованность, порядок, созвучие друг другу разных сторон жизни, некоторое равновесие. Можно допустить, что настроение — это состояние или процесс, отражающий нашу способность находить гармонию, приходить к со-гласию, со-настрою.

Если взглянуть именно таким образом, то «подавленное настроение» — это подавленная способность настраиваться, то есть приводить в лад, в согласие, приноравливаться к кому-либо (чему-либо), подавленная способность налаживать порядок, поддерживать структуру.

Таким образом, можно рассматривать депрессию, как состояние, являющееся следствием подавления способности на-страиваться.

Указанная способность — способность — настраиваться — подразумевает для своего проявления  существование следующих необходимых элементов:

1)того, кто настраивается — субъекта на-строения.

2)того, к кому (чему) существует потребность (необходимость) настроиться — объекта на-строения;

3)а также, существование некоего «камертона» для такой настройки — своеобразного «образца», в соответствии с которым и происходит со-на-строение, достигается со-гласие, со-звучие междусубъектом и объектом.

Указанные элементы представляют собой по сути структуру взаимоотношений: есть «Я Сам», есть «Другой» (Другое, Другие) и есть нечто, являющееся образцом для поддержания этой структуры взаимотношений в желаемом состоянии — камертон взаимоотношений.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что депрессия в содержательном смысле есть, прежде всего,нарушение взаимоотношений. Нарушение может происходить, как минимум,  при трех моментах:

  • при проблеме с самим субъектом;
  • при потере объекта;
  • при потере «камертона» для настройки взаимоотношений.

Какой же из этих элементов —  сам субъект, объект или камертон — является наиболее значимым и определяющим при возникновении депрессии?

Общеизвестный факт, что депрессия очень часто возникает вследствие потери значимых привязанностей, значимых для человека вещей и объектов. Также многие авторы, изучающие феномен депрессии, отмечают, что при депрессии человек теряет  сокровенный смысл своего существования, цель жизни, веру в себя, веру в окружающих.  То есть, мы можем отметить, что при депрессии происходят два своеобразных «вида» потерь:

  • потеря реального объекта, существующего (существовавшего) реально, «зримо», «материально» и находящегося вне субъекта (например, любимого человека, работы и т.п.);
  • потеря некоего «нематериального» объекта — в данном случае, — смысла, веры — по сути это фактор внутренний, связанный с субъектом.

То есть потери можно разделить на два условных вида:

  • объективные — связанные с внешним объектом,
  • и субъективные — связанные с внутренним фактором, имеющим отношение к внутреннему миру субъекта.

Можно предположить, что субъективный (внутренний) фактор, — в случае депрессии это смысл существования, вера в себя, окружающих —  и есть тот второй элемент — некий камертон для настройки взаимоотношений с миром, с окружающими.

Чтобы разобраться с механизмом взаимоотношений при депрессии, очень важно вспомнить, что взаимоотношения — это процесс динамический, то есть изменяющийся во времени, развивающийся,имеющий свою логику развития. Учитывая то, что на протяжении своей жизни человек вступает в многочисленные взаимоотношения, — возникает вопрос — как в разных случаях происходит использование «камертона»  и какого? И самый основной вопрос — откуда он берется?

В логотерапии,  где центральное значение уделяется именно смыслу, а если быть точнее —«стремлению к смыслу»,  Виктор Франкл понимал смысл  как духовный объект, к которому стремится человеческая душа и связывал его со значимыми целями, к которым человек стремится. Нужно заметить, что при этом логотерапевты считают депрессию лишь одним из элементов невротической триады (депрессия, агрессия и аддикция), в основе которой лежит чувство бессмысленности существования. То есть для Франкла существовал еще один тип объекта —духовный, это — смысл, и самым важным было стремление именно к нему.

Можно предположить, духовный объект и есть некий камертон, на который необходимо настраивать взаимоотношения.

А. Лэнгле, ученик В.Франкла, указывает: «Базисное чувство собственной ценности обусловливаетспособность чувствовать ценность другого.  Недостаточность этого базисного чувства приводит к психическим патологиям, часто к депрессии». Высказывание Ленгле является своеобразной формулой взаимоотношений,  где акцент обращен к ценности самого субъекта.

Говоря о субъекте процесса настроения отношений, мы, исходя из подхода Ленгле, можем предположить «требования» к этому субъекту. Субъект должен обладать:

  • базисным чувством собственной ценности;
  • и способностью чувствовать ценность Другого.

Ленгле, таким образом, обращает внимание на две важные составляющие: ценность и способность ее чувствовать.

Исходя из этого в «формулу» структуры взаимоотношений мы можем добавить еще один элемент —способность чувствовать ценность.

Важно еще раз уточнить, что понимается под объектами взаимоотношений. Под нематериальнымобъектом будем понимать духовный объект Франкла, под которым имеется ввиду смысл, подматериальными объектами будем понимать и человека (как Значимого Другого), так и собственно предмет материального мира (Значимое Другое).

Каковыми же можно предположить сами взаимоотношения субъекта и указанных объектов?

Взаимоотношения между субъектом и объектами материального мира (материальныевзаимоотношения) касаются, конечно же и прежде всего, удовлетворения насущных потребностей субъекта, связанных с выживанием. Объект здесь является средством удовлетворения потребности. Отсюда следует, что субъект должен обладать некоей первичной (базисной) способностью к выживанию.

Касаясь темы духовных взаимоотношений (взаимоотношений с духовным объектом), используем понятие Франкла о стремлении к духовному объекту (смыслу). То есть между субъектом и духовнымобъектом существует явно неравноценная связь, она направлена от субъекта к духовному объекту, через который постигается смысл. Смысл можно постигать, но невозможно им обладать, — он всегда будет являться некоей кантовской «вещью-в-себе». Обладать, по Канту мы способны лишь результатами психической обработки своего феноменологического восприятия реальности, по сути мы можем обладать лишь ощущением или чувством смысла. То есть духовный объект может быть только целью, к которой существует непреодолимое стремление и которая никогда не достижима.

Исходя из вышеизложенных рассуждений наша структура может выглядеть следующим образом:

субъект — тот, кто:

  • обладает базисным чувством собственной ценности;
  • обладает первичной (базисной) способностью выживания;
  • обладает стремлением к смыслу;
  • обладает способностью чувствовать ценность Другого.

объекты взаимоотношений делятся на:

  • материальные объекты — средства;
  • духовные объекты — несущие смысл.
  • взаимоотношения между субъектом и объектами:
  • материальные — взаимодействие с объектами, как средствами;
  • духовные — определятся стремлением к смыслу.

Можно заметить, что данная структура имеет два измерения: материальное и духовное. Эти планы в действительности возможно разделить только условно, они существуют одновременно, одномоментно, как единое целое.

  Таким образом, взаимооотношения — это некий феномен, в котором существует два плана, которые трудно разделимы.  Что является более значимым в данный момент, определяется как насущной потребностью момента, так и уровнем развития личности, так и тем камертоном, который является инструментом со-настроения отношений.

  Так, все-таки, что же является камертоном? Во-первых, субъект должен этим обладать. Во-вторых, он должен это использовать. Под эти критерии из вышеизложенного подходит понятие ценности.

Ценность, в соответствии с ее использованием в социологии, философии, указывает на значениеобъектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, смыслового основания, Абсолюта.

Абсолют — это термин в философии, принятый для обозначения того, что невозможно описать ни категориями разума, ни категориями материи, но то, что выступает изначальной основой их обоих. В переводе с латинского «аbsolutus» означает «безусловный», «самостоятельный». Можно предположить, что базисное чувство собственной ценности человека указывает на что-то безусловно, самостоятельно от него существующее. О чем же может идти речь?

Юнгианский аналитик Джеймс Холлис говорит о том, что впервые чувство своей ценности человек познает в отношениях с Первичными Другими, которыми обычно являются отец и мать. Он отмечает: «На основе самых первых ощущений формируется парадигма, включающая в себя понятия Я, Другого и отношений между ними. Эти отношения прочно вплетаются в нашу неврологическую и эмоциональную структуру».

Исходя из этого можно предположить, что отношения с Первичными Другими, та парадигма, которая закладывается еще до формирования способности человека самостоятельно мыслить, и есть тот самый камертон, который в дальнейшем служит инструментом для на-строения отношений. Само слово «камертон» буквально означает «источник звука, служащий эталоном тона при настройке высоты звука».  То есть символически та первичная парадигма отношений является для человека неким базисным эталоном для настройки дальнейших взаимоотношений, которая и определяет базисное чувство  собственной ценности и способность чувствовать ценность Другого и прочно вплетена (по Холлису) в неврологическую и эмоциональную структуру человека.

И если вернуться к нашей теме и обратиться к символическому смыслу депрессии, то можно предположить, что депрессия как эмоциональное нарушение свидетельствует о том, что что-то не так с составляющими базисной парадигмы и, если говорить более конкретно, можно обнаружить несколько «слоев» символического смысла депрессии. Прежде всего, состояние депрессии на символическом уровне свидетельствует:

  • о несоответствии существующего эталона взаимоотношений потребностям и ситуации, существующим в настоящем ;
  • о потере базисного чувства собственной ценности;
  • о потере способности чувствовать ценность Другого;
  • о зависимости субъекта от базовой первичной парадигмы отношений с Первичными Другими и неспособности ее преодолеть;

В зависимости от того, какова глубина депрессивного состояния, могут быть использованы самые разные методы психологической и психотерапевтической помощи. В случае неспособности человека преодолеть влияние первичной парадигмы возрастает роль тех направлений, которые направлены на работу с довербальным периодом развития,  периодом, когда формируется эта парадигма. Бесценен в этом смысле метод кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы), который помогает проработать прошлый опыт на символическом уровне и создать новый эталон отношений на символическом уровне. Автор метода, Ханскарл Лёйнер, говорил, что при этом  происходит своеобразная «операция на символе», которая позволяет мягко и экологично проработать имеющиеся нарушения и восстановить способность человека самого управлять своим эмоциональным состоянием.

Понимание символического смысла депрессии сегодня является важным не только для помощи отдельным людям, но и для понимания процессов, происходящих сегодня в обществе, особенно в условиях кризиса, который касается всего человечества. Возможно, признаки сегодняшнего кризиса символизируют о том, что выход из него связан, прежде всего, с пониманием того, что необходимо учитывать и внутренние факторы, например, ценности самих субъектов отношений, смыслы, которые находятся в основе их взаимоотношений.

Литература

  1. Кооб Олаф. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. -М.: Просветительский фонд «Эвидентис», 2002.
  2. Ленгле Альфрид. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М., 2003.
  3. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики / Пер. с нем. Я.Л. Обухова, Журнал практического психолога, 1996, ? 3, 4
  4. Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. — Харьков: Регион-информ, 1999.
  5. Франкл Виктор. Десять тезисов о личности. Перевод Е.Патяевой под ред. Д.Леонтьева. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. ?2, с.4-13.
  6. Холлис Джеймс. Грезы об Эдеме: В поисках доброго волшебника / Пер с англ.- М.: «Когито-Центр», 2009.


Назад в раздел