Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

О Балинтовских группах

О Балинтовских группах

Английский врач-психоаналитик Микаэль Балинт в своей практике опирался на целостный био-психо-социальный подход к больному, который указывает на взаимосвязь состояния здоровья не только с симптомами, но и с различными психо-эмоциональными переживаниями и социальными проблемами. По мнению М. Балинта, успех лечения зависит насколько врач сможет установить контакт с пациентом и сможет ли распознать и учесть психологические и социальные составляющие болезни. Балинт основал групповые встречи для врачей общей медицины, которые носили не только дискуссионный характер, но, в то же время обучающий. Особое внимание уделялось развитию чувствительности к тому, что осознанно или неосознанно происходит во время взаимодействия между врачом и пациентом. В последующем такие группы стали проводиться М. Балинтом для психологов-психоаналитиков. Благодаря инновационным идеям М. Балинта приобрело огромную популярность такое направление, как балинтовские группы во многих странах.

Балинтовская группа является методом групповой исследовательской работы. Также является методом повышения профессиональных навыков, снижения профессионального и «эмоционального выгорания». Хочется отметить, что балинтовские группы будут полезны особенно начинающему специалисту. Так приступив к практике, молодой специалист может испытывать огромную тревогу и эмоциональное напряжение в связи со своей компетентностью. Может задаваться вопросом: «Допустил ли ошибку? Все ли возможное сделал? Чем еще мог бы помочь клиенту? Почему клиент ушел»? Чаще специалист приходит к выводу, что он не имеет достаточного количества знаний и идет обучаться. Это безусловно похвально! Но, что делать с собственным эмоциональным состоянием? Для этого специалисту помогает прохождение личной и групповой терапии, участие в супервизиях. Преимущество балинтовских групп заключается в том, что здесь не используется профессиональные термины, и молодой специалист получает обратную связь об эффективности проделанной работы.

Основная цель балинтовской группы направлена на анализ отношений диады: психолог-клиент, врач-пациент, учитель-ученик и т.д. С одной стороны, находится любой специалист помогающей профессии, с другой – человек, которому нужна помощь. Именно анализ отношений позволяет более полно понять проблему клиента/пациента во всем многообразии его коммуникаций с внешним миром, неосознаваемые моменты взаимодействий и личностный смысл. А также, анализ позволяет обратить внимание, так сказать, на «слепые пятна», иррациональные неосознанные установки и ожидания, эмоции специалиста и клиента, различные реакции (чувства, умолчание, телесные ощущения), как осадок собственных проекций, переносов и контрпереносов. Хочется подчеркнуть, что работа балинтовской группы не является психотерапией.

Задачи балинтовской группы:

  • Повышение компетентности в профессиональном межличностном отношении.

  • Осознание личностных проблем, блокирующих профессиональные отношения: специалиста/клиента.

  • Улучшение психического состояния за счет коллегиальной поддержки и совместной проработки тяжелых случаев.

В чем заключается схожесть и различия супервизии и балинтовской группы?

  • Фундаментом работы и супервизии, и балинтовской группы является создание безопасного пространства. Это достигается с соблюдением рамок и определенных правил для каждой из форм с соблюдением этических норм групповой работы.

  • Общим аспектом для супервизии и балинтовской группы является договоренность о постоянстве, который включает в себя определенное место, регулярное время и дату, с определенной оплатой.

  • В процессе работы и супервизионного поля, и балинтовской группы складывающиеся взаимоотношения позволяют отразить отношения психотерапевта и пациента/клиента, становятся наглядными процессы переноса и контрпереноса. Одним из основных моментов является обнаружение так называемых «слепых зон» в работе специалиста.

  • Фокус внимание удерживается на излагаемой информации, уточняющих вопросах, позволяющие наиболее полно рассмотреть и раскрыть представленный клинический случай, в соответствии поставленным целям и запросу.

  • В обоих случаях неотъемлемой составляющей является эмоциональное взаимодействие баланса поддержки и конфронтации. Обе формы работы позволяют снизить возникшее напряжение между специалистом и клиентом и разгрузить переполненный «контейнер» специалиста.

  • К значимому аспекту этих форм работы можно отнести развитие профессиональных навыков.

Развитие способности производить анализ переноса и контрпереноса, через отслеживание какого структурного уровня развития личности пациент/клиент, как складываются паталогические паттерны отношений, какие внутренние конфликты испытывает, все это позволяет специалисту интегрировать клинический материал с различными теоретическими концепциями, и получить конкретные рекомендации к дальнейшему определению стратегий психотерапии. Основополагающим фактором в аналитической супервизии является обучение клиническому видению психодинамической психотерапии. В то время как в работе балинтовской группы используется символическое значение чувств, в виде метафор и образов, прислушиваясь к телесным переживаниям, относящихся к взаимодействию специалиста с пациентом/клиентом в представленном случае и взаимодействию референта с группой, становится очевидным и осознаваемым все, что вызывало напряжение у специалиста. Это является существенным различием.

В завершении хочется отметить общей целью этих двух форм работы является обучение и оттачивание профессиональных навыков, повышение качества жизни специалиста, профилактика синдрома эмоционального выгорания.


«В 50-е годы прошлого столетия врач, биохимик и психоаналитик Майкл Балинт (1896 – 1970) совместно с группой врачей общего профиля разработал метод группового анализа, направленный на изучение проблем в интеракциях врача и пациента и служащий лучшему пониманию болезни.

Такую рабочую группу он назвал «Training cum research group», подчеркнув тем самым, что она должна служить как целям переподготовки и повышения квалификации врача, помощника, так и изучению влияния этого помощника на обратившегося за помощью человека («врач как лекарство»).

«Важнейшим неспецифическим фактором с точки зрения прогноза лечения является то, воспринимает ли пациент свои отношения с врачом как полезные и позитивные.» (Balint 1957)

В нашей повседневной жизни нам не так просто выстраивать позитивные отношения друг с другом. Не хватает времени, не хватает спокойствия, мешает спешка. В приемном кабинете есть не только «чистые» отношения между врачом и пациентом: сюда дополнительно привносятся многие факторы, как внешние, так и внутренние. И невсегда есть возможность для рефлексии этих влияний, для того, чтобы понять, например, следующее: какие чувства влияют на эти отношения? Помогают эти чувства или мешают? Привношу ли я в эти отношения раздражение, страх, фрустрацию, предрассудки, источник которых находится где-то вовне? А какие чувства привносит мой собеседник? Как влияют на наши отношения все эти эмоции, если они остаются скрытыми и нераспознанными? – Имеет большой смысл искать и находить ответы на все эти вопросы.

И это справедливо не только для отношений врачей и пациентов. Подобные проблемы возникают в любых профессиональных отношениях, где есть представитель помогающей профессии и его пациент или клиент, мандант и т.д. Учитель встречается с этим в отношениях с учениками, адвокат – с доверителями, священник – с прихожанами, социальный работник – с клиентами.

Осложненные отношения означают стресс для обеих сторон, а их прояснение можно назвать психогигиеной, которая привносит больше гармонии в нашу повседневную жизнь. Процесс прояснения осложненных отношений, с одной стороны, побуждает нас к интроспективной работе: каков мой вклад в то, почему мне так трудно иметь дело с этим человеком? То есть я должен что-то понять про самого себя. С другой стороны, этот процесс вынуждает меня встать на точку зрения моего визави: что движет им? В какой ситуации он находится? Чего он ждет от меня?

Мы знаем, что именно неудовлетворительные отношения чаще всего порождают ощущение тяжести жизни, ведут к истощению, душевным страданиям и физическим болезням.

Противостоять этому помогает балинтовская работа, названная так по имени своего основателя. Данкварт Маттке назвал ее «наиболее надежной формой прикладного психоанализа» (Mattke 2009).

Групповая работа служит анализу отношений. Каждый член группы вносит свой вклад в освещение представленных референтом отношений между врачом и пациентом, что способствует лучшему пониманию как позиции врача и особенностей его среды, так и позиции пациента и той системы взаимосвязей, в которую включен он. Благодаря этому возникает более тонко дифференцированный образ отношений врача и пациента.

Практический опыт показывает, что такой способ групповой работы полезен и для любой другой сферы профессиональной деятельности, где есть стремление прояснить и улучшить отношения.» (Х. Оттен)